Прежде чем начнете кидать в меня камушки, дочитайте пожалуйста статью до конца)
Специально привожу без купюр
Восьмое марта часто называют «Днем женщины».
читать дальшеНо это не день женщины, как женщины. 8 марта - день женщины-революционерки, «день женского Рабочего Интернационала». Только совсем недавно позволили мы себе заметить, что роднили героев-революционеров не только принадлежность к партии и преданность идеям Интернационала, а еще и этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален.
Понятна потребность революционного дви¬жения иметь свои праздники вместо традиционно народных, церковных и государственных. И для консолидации и пропаганды этого движения нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому же дню придать такое значение? Какую женщину взять за идеал? Француз при такой постановке вопроса сразу вспомнил бы Жанну д'Арк. Но лидер женского революционного движения Клара Цеткин была еврейка. И для нее вполне естествен¬ны ассоциации с историей ее родного народа. А в этой истории была такая фигура - Эсфирь. Ей посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне. Возможно, в тот год, когда было принято решения начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурима пришелся на 8 марта. Праздник этот, надо сказать, уникален.
Окончился вавилонский плен евреев, но далеко не все захотели вернуться в Иерусалим. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положе¬нии отнюдь не рабском. Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили Вавилон? Как обыч¬но в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются «силовые структуры». И вот пер¬сидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится свои¬ми печальными наблюдениями. Реакция Ксерк¬са была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его новая жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее на-ци¬ональности. И вот, в минуту восторгов и обеща¬ний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания уничтожить всех ее врагов, кото¬рых он должен теперь считать и своими врага¬ми! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием, с удивлением обнаруживает, что он со-гласился уничтожить всех врагов ненавист¬ных ему евреев... В итоге царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату Мардохею соста¬вить такой указ: «напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем...
И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к пра-вителям ста двадцати семи областей от име¬ни царя - о том, что царь позволяет иудеям, на-ходящимся во всяком городе, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,8-11). В течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и ис¬полнители дел царских поддерживали иу-деев. И избивали иудеи всех вра¬гов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с де¬сятью его детьми. Всего было уничтожено 75.000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была пред¬решена.
Возникает вопрос: как можно спустя тысяче¬летия праздновать события того дня? Я по-ни¬маю праздник в честь военной победы. Когда было открытое и рискованное столкновение, и день победы - мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздно¬вать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «веселом празднике Пурим»?
А праздник этот очень веселый. Это един¬ственный день, в который трезвый и педантич¬ный Талмуд предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют ал-ко¬гольные напитки, пока не перестают различать между словами «проклят Аман» и «благосло-вен Мардохей» (Сидур. «Врата молитвы на будни, Субботу и Праздники». Иерусалим - Москва, 1993, с. 664).
Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим на¬званием «уши Амана» (Ев-рейская энциклопедия, т. 13, стр. 126). Го¬ворят, это знакомые нам всем тре¬угольные пирожки из слоеного тес¬та с мясом внутри. Такая милая семейная сцена: родитель, не отли¬чающий уже имени Амана от име¬ни Мардохея, предлагает сынишке: «милый, не хочешь ли еще покушать плоти наше-го врага?». И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов «су¬ществует даже мнение, что когда все книги пророков будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется. А праздник Пурим не переста¬нут соблюдать» (там же, стр. 124).
Так безосновательно ли пред¬положение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
Став человеком церковным, я полюбил православный «женский день» - «неделю жен-мироносиц», празднуемую в третье воскресенье после Пасхи. Так что эту статью я написал не для того, чтобы кто-то стал хуже относиться к Кларе Цеткин и к ее народу, а для того, чтобы и в нашем, в русском доме был праздник.
(c) Диакон Андрей Кураев, Миссионерская Православная Газета Мурманской и Мончегорской епархии, 1998 год
Сомнительный праздник
Прежде чем начнете кидать в меня камушки, дочитайте пожалуйста статью до конца)
Специально привожу без купюр
Восьмое марта часто называют «Днем женщины».
читать дальше
Специально привожу без купюр
Восьмое марта часто называют «Днем женщины».
читать дальше